К вам пришли сотрудники Государственной службы по борьбе с экономической преступностью (ГС БЭП) Ждать визита сотрудников Государственной службы по борьбе с экономической преступностью (ГС БЭП) стоит, как минимум, в следующих случаях (аналогичных случаям с налоговой милицией, упомянутых ранее). Во-первых, если от вас по каким-то причинам со скандалом уходит работник, имевший доступ к финансовой информации: по словам сотрудников ГС БЭП, именно обиженные со¬трудники составляют значительный контингент их информаторов. Во-вторых. если к вашей фирме по каким-то причинам имели претензии другие правоохрани¬тельные и контролирующие органы. В-третьих, если ГС БЭП проверяет кого-то из ваших партнеров.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Каково же правовое положение Государственной службы по борьбе с эконо¬мической преступностью?
ГС БЭП является составной частью криминальной милиции системы Министерства внутренних дел.
«Милиция является единой системой органов, входящих в структуру Министерства внутренних дел Украины, выполняет административную, профилактическую, оперативно»розыскную и охранную (на договорных ос¬новах) функции». Статья 7 Закона Украины «О милиции»
Она состоит из подразделений, одним из которых является криминальная ми¬лиция. На криминальную милицию возлагаются функции по предотвращению и рас¬крытию тяжких преступлений путем проведения оперативно-розыскных мероприя¬тий. Их исполняют структурные подразделения криминальной милиции: отделы уго¬ловного розыска, борьбы с незаконным обращением наркотиков. Государственной службы по борьбе с экономической преступностью, борьбы с уголовным сокрытием налогов от налогообложения, криминальной милиции по делам несовершеннолет¬них.
Усилия подразделений по борьбе с экономической преступностью прежде всего сосредоточены в наиболее криминогенных и важнейших для экономики госу¬дарства сферах и направлены на борьбу со взяточничеством, нарушениями правил осуществления валютных операций, хищениями на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, преступлениями в банковской и финансовой сферах. В ГС БЭП действуют специальные подразделения по борьбе с сокрытием налогов от налогообложения и иными правонарушениями.
В соответствии с постановлением КМУ от 05.07.93 г. №510, утвердившем По¬ложение о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью, ГС БЭП, помимо прочего, имеет право проводить в установленном порядке оперативно-розыскную деятельность, в том числе связанную с установлением фактов сокрытия прибыли от налогообложения.
В своей деятельности подразделения Государственной службы по борьбе с экономической преступностью пользуются правами, предусмотренными законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-про-цессуальным кодексом Украины.
Имейте в виду
В отдельных случаях, согласно все тому же постановлению КМУ№510, при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную предпринимательскую деятельность, за которые предусмотрена уголовная ответственность, работникам ГС БЭП дано право:
• беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и орга¬низаций независимо от форм собственности (кроме иностранных дипломати¬ческих представительств), в производственные помещения, склады, хранили¬ща, которые используются гражданами для занятия предпринимательством,
• проводить при участии собственника и его представителей осмотр произ-водственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и иных мест хранения имущества и его использования;
• изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях, материальные ценности, денежные средства, а также сырье и продукцию в установленном законодательством порядке, опечатывать кассы и помещения хранения документов, денежных средств и товарно-материальных ценностей;
• проводить контрольные закупки;
• требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий и организаций; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и пояс¬нения о фактах нарушения законодательства;
• изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки под¬делки, а также вещи, предметы и вещества, которых изъяты из гражданского обращения и находятся у граждан без специального разрешения, а также бес¬хозное имущество, и в установленном порядке решать вопрос о его дальней¬шей принадлежности;
• получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом предусмотрен специ¬альный порядок ее получения;
• проверять в министерствах, комитетах и иных органах государственной ис-полнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, в уч¬реждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты и иные документы, подтверждающие поступление и расход денежных средств и материальных ценностей:
• проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных сумм, цен¬ных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования);
• привлекать для осуществления ревизий и проверок работников Государ¬ственной контрольно-ревизионной службы, специалистов соответствующих министерств, государственных комитетов и иных органов государственной ис¬полнительной власти, государственных фондов, предприятий; учреждений и организаций;
• получать в установленном порядке от Национального банка и его учрежде¬ний, коммерческих банков и иных кредитных учреждений необходимые сведе¬ния, копии документов, справки о банковских операциях и остатках денежных средств на счетах объектов, которые проверяются, а от иных предприятий и организаций независимо от форм собственности - справки и копии докумен¬тов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями и организация¬ми.
Каким бы внезапным и неожиданным ни был визит «контролеров», вам обязаны предъявить удостоверение на проверку или иной аналогичный до¬кумент, в котором должны быть указаны вид и форма проверки.
Если сотрудники ГС БЭП не имеют должным образом оформленных документов на проверку и не располагают постановлением следователя на изяьятие документов, перечень которых четко определен, у подозреваемго есть законное право отказать им в представлении последних.
И всё же, всё же
Однако всегда ли сотрудники вышеупомянутого подразделения милиции достойно представляют лицо Министерства внутренних дел как органа испол¬нительной власти государства? Имея столь широкий спектр прав» исполняют ли они с таким же рвением свои обязанности?
В последнее время все чаще можно услышать горькое сетование и негодова¬ние руководителей предприятий и иных субъектов предпринимательской деятельно¬сти относительно бесцеремонности и порой противоправности поведения сотрудни¬ков Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, которые буквально «врываются» на предприятие и изымают все, что попадает в поле их зре¬ния и имеет хоть какое-то отношение к предмету визита.
Для субъектов хозяйственной деятельности основными наболевшими вопроса¬ми в такой ситуации являются правомерность изъятия сотрудниками ГС БЭП доку¬ментации предприятия, в том числе и бухгалтерской, процессуальный порядок тако¬го изъятия, а также способы противостояния «налетам», последствия которых могут оказаться трагическими практически для каждого второго субъекта хозяйствования.
«На органы дознания еозлагается применение необходимых оператив» но-розыскных методов в целях выявления признаков преступления и лиц, которые его совершили. О выявленном нарушении и начатом дознании ор¬ган дознания немедленно уведомляет прокурора». Статья 103 УПК Украины
В отличие от налоговой милиции, которая в подобной ситуации руководству¬ется Законом «О Государственной налоговой службе в Украине» и на действия кото¬рой распространяется порядок изъятия документов, установленный Инструкцией Министерства финансов Украины «О порядке изъятия у предприятий, учреждений, организаций и граждан должностным лицом налоговой инспекции документов, сви-детельствующих о сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии иных объ¬ектов от налогообложения» от 19.05.92 г., ГС БЭП действует в соответствии с Зако¬ном Украины «О милиции» от 20.12.90г. и в правовом деле Уголовно-процессуаьного кодекса Украины (УПК).
Из этого Положения УПК и постановления КМУ №510 следует, что ес¬ли к вам и «нагрянули» сотрудники ГС БЭП, то прокурор об этом обязатель¬но уведомлен, а в отношении вас имеется подозрение о нарушении законо¬дательства, влекущее уголовную ответственность.
Что касается непосредственно изъятия документов, то, согласно статье 178 УПК, «выемка производится в тех случаях, когда следователь имеет точные данные, что предметы или документы, которые имеют значение для дела, находятся в опре¬деленном месте. Выемка производится по постановлению следователя».
Предосторожность превыше всего
Специфика ведения бизнеса в Украине такова, что, рано или поздно, к вам при¬дут. Поэтому к нежданным визитам нужно всегда быть готовыми.
Подготовка же должна сводиться в основном к приведению в порядок финан¬совой документации. Но не только. Другим важным ее компонентом следует считать удаление из сейфов компании всего лишнего.
«Задержание возможно только в отношении лиц) подозреваемых в со¬вершении преступления, обвиняемых, которые скрываются от дознания, следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, лиц, в отношении которых избрана мера пресечения - содержаие под стражей, а также лиц, которые совершили административные пра¬вонарушения. Из закона Украины «О милиции»
Печальный опыт сталкивавшихся с ГС БЭП показывает, что зачастую изыма¬ются все документы, содержащиеся в сейфе предприятия, и даже личные вещи и деньги. Все деньги, которые лежат в сейфе компании, по мнению ГС БЭП, не личные деньги, а сокрытая выручка предприятия. Поэтому если в сейфе найдут деньги, вас, как минимум, оштрафуют. Так что не рекомендуем хранить на фирме как на¬личные деньги, так и любые документы, касающиеся самой фирмы - кон¬тракты, переписку, которые могут привлечь внимание сотрудников ГС БЭП.
Необходимо также отметить, что, согласно ст. II Закона Украины «О милиции», в которой закреплены права сотрудников ГС БЭП как структурного подразделения криминальной милиции, они имеют право требовать от материально ответственных граждан и должностных лиц предприятий письменных пояснений, справок и сведе¬ний по фактам нарушения законодательства.
Отказ работников предприятия выполнить эти требования может привести к нежелательным последствиям. Поэтому в большинстве случаев должностному лицу предприятия выгоднее дать мотивированные и обоснованные пояснения проверяю¬щим, дабы избежать ложного толкования тех или иных эпизодов деятельности предприятия.
Однако следует иметь в виду, что сведения, зафиксированные в так называе¬мых «объяснительных», могут быть впоследствии использованы против вас самих. Поэтому оптимальным вариантом поведения в таких случаях является представле¬ние каких-либо пояснений только после предварительной консультации с адвокатом.
Задержание работников предприятия (не подозреваемых в совершении уголовно-наказуемого преступления) за отказ от дачи объяснений не предусмотрено действующим законодательством Украины и носит противоправный характер.
В последнем случае задержание производится только для составления прото¬кола или рассмотрения делало сути только в тех случаях, когда составление прото¬кола невозможно на месте совершения преступления. Такое задержание проводится на срок не более трех часов, а в необходимых случаях, когда требуется установле¬ние личности правонарушителя и обстоятельств дела, до трех суток с обязательным письменным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента задержания. В соответствии со ст.431 Уголовно-процессуального кодекса Украины подозревае¬мым признается лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступле¬ния или в отношении его избрана мера пресечения (как правило, это подписка о не¬выезде или залог). Такую меру процессуального принуждения вправе применять следователь, прокурор или судья (суд). Об избрании меры пресечения выносится постановление (определение).
|